Тип Молюски
Химический состав клетки
Фотосинтез
Тема: «Изменчивость признаков организма и ее типы».
Цели урока:
- образовательные
-
Сформировать знания о наследственной и ненаследственной изменчивости.
- Дать характеристику комбинативной и мутационной изменчивости. Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций.
- Показать, что только воздействием внешней среды без изменений генотипа нельзя качественно изменить тот или другой признак;
- развивающая: развить у учащихся навыки работы с текстом, развить умение сравнивать, делать выводы, развить память и речь;
- воспитательная: сформировать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение, правильное отношение к окружающему миру, формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения нового материала по технологии позиционного обучения.
Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный
Оборудование: · мультимедийный проектор. семена фасоли.
1. Организация начала урока – Здравствуйте, садитесь.
2. Повторение и активизация – На прошлом уроке мы познакомились как шло развитие науки генетики. Как наследуются признаки, почему потомки похожи на родителей. Но ведь они похожи не всегда и не полностью.
1-й слайд: Тема урока «Изменчивость признаков организма и ее типы». Чтобы выяснить, что же заставляет организмы меняться, нужно вспомнить некоторые определения.
2-й слайд:
Что такое: · Генетика? Ген? Генотип? Фенотип? Геном? Норма реакции? Учащиеся отвечают с места. Генетика изучает не только наследственность, но и изменчивость.
Что такое: · Генетика? Ген? Генотип? Фенотип? Геном? Норма реакции? Учащиеся отвечают с места. Генетика изучает не только наследственность, но и изменчивость.
3. Изучение нового материала
3-й слайд Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря ей, организмы могут приспосабливаться к меняющимся условиям среды обитания. Непрерывность жизни обеспечивается наследственностью, а способность жить в условиях нашей планеты обеспечена изменчивостью. Наследственность характеризует возможность организма. Однако то, каким он будет в действительности, решается взаимодействием наследственности изменчивости признаков организма. Изменчивость может реализоваться в ходе их индивидуального развития (онтогенез). Изменчивость может проявляться в различных формах. По механизмам возникновения и характеру изменений признаков различают ненаследственную и наследственную изменчивости.
4-й слайд: Работа со схемой Задание классу: Внимательно изучите схему, запишите ее в тетрадь. Сделайте вывод « Чем обуславливается появление у организмов той или иной изменчивости. Большую роль в формировании признаков организма играет среда его обитания. Каждый организм развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, то есть их фенотип.
5–й слайд: Прочитайте понятия, покажите взаимосвязь между ними, составив схему.
6-й слайд: Схема. 7-й слайд: давайте познакомимся с модификационной изменчивостью. Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной. Ее второе название – фенотипическая, т.к. под влиянием внешней среды. Происходит изменение фенотипа, а генотип не меняется. Благодаря фенотипической пластичности популяция может выжить в среде, изменившейся неблагоприятным образом. Рассказ ученика о модификационной изменчивости.
8-й слайд: выводы по модификационной изменчивости.
9-й слайд: Лабораторная работа «Модификационная изменчивость» (Выполняется парами)
Цель: выявление частоты встречаемости однотипных изменений.
Оборудование: 10 семян фасоли, линейка.
Ход работы: 1. Рассмотрите семена фасоли, измерьте их длину.
2. Расположите семена в порядке возрастания, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака.
Вариационный ряд – ряд изменчивости признака. V (варианта, численное значение признака)
р (частота встречаемости признака)
3. Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (р) от варианты (V). 4. Сравните с данными всего класса. 5. Сделайте вывод: какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. В каком случае она проявляется более четко – при малом или большом количестве данных
10-й слайд: Типы наследственной изменчивости. Наследственная называется генотипическая, индивидуальная, мутационная. Она передается по наследству, проявляется лишь у отдельных особей, внезапно в результате мутаций. Вопрос к классу: Чем обусловлена комбинативная изменчивость?
р (частота встречаемости признака)
3. Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (р) от варианты (V). 4. Сравните с данными всего класса. 5. Сделайте вывод: какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. В каком случае она проявляется более четко – при малом или большом количестве данных
10-й слайд: Типы наследственной изменчивости. Наследственная называется генотипическая, индивидуальная, мутационная. Она передается по наследству, проявляется лишь у отдельных особей, внезапно в результате мутаций. Вопрос к классу: Чем обусловлена комбинативная изменчивость?
11-й слайд Источники комбинативной изменчивости.
12-й слайд: Мутации — внезапные изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организмов. Термин «мутация» впервые ввел в науку голландский генетик Г, Де Фриз. Проводя опыты с энотерой (декоративное растение), он случайно обнаружил экземпляры, отличающиеся рядом признаков от остальных (большой рост, гладкие, узкие и длинные листья красные жилки листьев и широкая красна» полоса на чашечке цветка и г. д.). Причем при семейном размножение растения из поколения в поколение стойко сохраняли эта признаки. В результате обобщения своих наблюдений Де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:
13 слайд: пример мутаций Существует несколько классификаций мутаций.
14 слайд: Мутации по месту их возникновения: А)генеративные —возникшие в половых клетках. Они не влияют на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении. Б) Соматические — возникающие в соматических клетках. Эти мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении (черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец). Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного).
15 слайд: Мутации по адаптивному значению: А) полезные — повышающие жизнеспособность особей, Б) вредные — понижающие, В) нейтральные — не влияющие на жизнеспособность особей. Эта классификация весьма условна, так как одна и та же мутация в одних условиях может быть «полезной, » в других—-вредной.
16 слайд: Мутации по характеру проявления: А) доминантные и рецессивные• (мутации, не проявляющиеся у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняющиеся в популяции и образующие резерв наследственной изменчивости).
17 слайд:
Мутации по характеру изменения генотипа: А) генные- изменение последовательности расположения нуклеотидов в ДНК на определенном участке гена. Ген кодирует синтез первичной структуры белка. При нарушении последовательности аденина, Тимина, цитозина и гуанина нарушается и синтез первичной структуры белка, что можно считать генной мутацией. Б) хромосомные- мутации, вызывающие изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться внутри одной хромосомы- внутрихромосомные , так между негомологичными хромосомами- межхромосомные. В) геномные- Мутации могут вызывать различные изменения генотипа, затрагивая отдельно взятые гены, целые хромосомы или весь геном. . Геномными называют мутации, в результате которых происходит изменение в клетке числа хромосом. Они возникают в результате нарушений митоза или мейоза, приводящих либо к неравномерному расхождению хромосом к полюсам клетки, либо к удвоению хромосом, но без деления цитоплазмы.
18 слайд: По ходу моего рассказа, заполните таблицу .
19 слайд: Геномные мутации
20 слайд: Пример полиплоидии.
21 слайд: Пример гетероплоидии.
22 слайд: Хромосомные мутации
23: слайд: Генные (точковые мутации)
24 слайд: Пример генных мутаций.
25слайд: Что же вызывает появление мутаций? Давайте рассмотрим основные мутагены.
4. Закрепление
26 слайд: Закрепление: А сейчас попрошу вас проверить заполненную таблицу.
27 слайд: Домашняя работа
5. Рефлексия